Прана йога

Понятие праны к нам пришло из древней индии. Аналоги этого понятия можем найти в китайском Цигун. Понятие праны очень многомерно и многозначно. С одной стороны это подобно воздуху и нашей потребности в нем. С другой стороны человек способен задержать дыхание и продолжать жить. Это можно наблюдать в различных техниках йоги, человек может не дышать до нескольких часов за счет поддержания жизни праной. Таким образом, мы можем прожить без воздуха достаточно длительное время, а вот без праны мы обречены. Согласно древним текстам прана приходит в нашу жизнь уже в период нахождения в утробе матери. В первый и второй месяцы человек живет на материнской пране. К третьему месяцу создается собственный накопитель праны, а потом и собственный генератор. С четвертого месяца в физическое тело входит атма, или душа. Без души человек является лишь частью тела матери.
Индивидуальная душа, или дживатма, существует в трех измерениях. Первое измерение представляет собой бодрствование, второе - сновидение, третье - глубокий сон. Только прана способна поддержать жизнь во всех трех измерениях.
Прана обладает четырьмя измерениями сознания. В состоянии бодрствования происходит действие через сознательный ум, во время сновидения - через подсознательный ум, а в глубоком сне воздействие осуществляется бессознательным умом. Четвертое измерение дживы называется турия, или сверхсознательным состоянием. Таким образом, выделяются четыре состояния: бодрствование (сознательное), сновидение (подсознательное), глубокий сон (бессознательное), трансцендентальное состояние (сверхсознательное). В санскритской терминологии эти понятия именуются как джаграт, свата, сушупти и турия. Первые три состояния относятся к тем, которые мы переживаем каждый день, но в состоянии турий действие обычных пран приостанавливается. На этой стадии муладхара чакра генерирует еще один тип праны — сукшму, тонкую прану, поддерживающую жизнь человека. Прана, обеспечивающая существование обычной личности грубого сознания, называется шула, или грубая прана.
Существует, так называемая, тантрическая теория. Изменение уровня праны вызывает перемены в состоянии сознания человека Согласно Йога Сутрам Патанджали, ум и его видоизменения можно контролировать, управляя праной. При состедоточении на пране, ум быстро становится устойчивым, в связи с этим возможно восприятие более глубокого состояния подсознательного и бессознательного ума.
Согласно тантре, без расширения сознания, вызываемого высвобождением энергии, не может быть никакой сознательной эволюции, даже если заниматься медитацией тысячу лет. Современная психология не может объяснить процесс, посредством которого сознание освобождается от ограничений личности. Наука же тантры утверждает, что ключ к сверхсознательным состояниям заключается в пробуждении праны или высвобождении энергии.
Прана и читта шакти
Двойственные силы являются основой макрокосмоса и микрокосмоса. Микрокосмос соответствует человеческому измерению. По йоге, человеческое тело является сочетанием двух важных элементов. Жизненной силы, или прана шакти, а также силы ума (ментальная сила), или читта шакти.
Человек представляет собой сочетание праны и шакти. При равновесии этих двух сил жизнь протекает абсолютно гладко. Люди, достигшие такого равновесия, являются святыми или освобожденными существами, так как они превзошли двойственность жизни. При наличии дисбаланса между праной и сознанием, что свойственно большинству людей, проявляются болезни физической, умственной, эмоциональной и психической природы.
Жизненная сила и ментальная сила пронизывают все тело, каждую клетку и каждый атом. Когда нет праны, человек обречен на мгновенную смерть. При отсутствии читты нет осознания. Сознание и прана движутся внутри тела, но остаются раздельными. При их соединении и нахождении в совершенном равновесии друг с другом, ум претерпевает состояние деления и выделяется энергия. Происходит взрыв знания, момент, когда становится понятным все сущее.
Ум — это не только скопление привычек или собрание самскар. Это не Дьявол и не чисто психологическая сущность. Ум представляет собой сознание, субстанцию, содержащую в своих глубинах бесконечный потенциал. Это совокупность осознания, карм, эмоций, мыслей и всех действий и реакций. Если Вы научитесь управлять умом с помощью практик йоги, то будете способны владеть собой как господин, а не следовать своим желаниям и прихотям как раб. Сейчас именно ум говорит, что делать. Порой он даже заставляет поступать наперекор собственным желаниям. Ум не нужно подавлять, игнорировать или осуждать, поскольку читта — это шакти, великая сила в человеке, которую необходимо укрощать, чтобы эволюция продолжала идти своим естественным путем.
Эволюция человека представляет собой не культурное, историческое, политическое или экономическое развитие. Пока человек не будет способен укрощать обе бесконечные, универсальные энергии в этой микрокосмической ячейке — прана шакти и читта шакти — не будет ни йоги, ни эволюции. Человек будет продолжать вести себя как животное, как физически, так и на уровне сознания. Чтобы дух был способен продвигаться дальше, необходимо уравновешивать праны и очищать чипу.
Прана является особой силой, с которой человек рождается, и благодаря которой существует. Жизненная сила составляет часть универсальной праны, а ум - часть универсальной читты, но с помощью таких практик, как прана видья, можно расширить области управления своим существованием. Прана представляет собой чистую силу — это ОМ, меньший, чем атом — но она может распространяться из ума на большие уровни влияния.
Процесс распространения праны на большие уровни влияния осуществляется в практике пранаямы и ведет к прана видье, то есть к знанию праны. Для пробуждения пранического знания имеются техники пранаямы, в которых для направления тонкой энергии на различные уровни существа, используется дыхание.
 


© 2009-2012 г. Центр Ри Вей Ли, Москва.
Создание сайта - web студия HELPOS
Расписание Фотогалерея Статьи Контакты